Многие владельцы веб-ресурсов удивляются, почему их сайт не посещает никто, кроме их самих, да маленькой горстки друзей и знакомых. В лучшем случае — люди заходят, смотрят главную страницу и нажимают кнопку «Back». Всё дело в самом сайте. Данная статья и призвана рассказать, как сделать так, чтобы люди не только посещали, но и проявляли интерес к Вашему сайту, снова и снова возвращались на него, рассказывали о нём своим друзьям ставили на него ссылки. Вы узнаете, как сделать так, чтобы сайт «сам себя раскручивал», не прибегая к коммерческой раскрутке, доступной далеко не каждому. Все советы я успешно опробовал на своём собственном сайте filosofia.ru.
Первое и основное (пригодится на самом первом этапе создания Вашего web-творения): Ваш сайт должен быть нужен людям. Ясно, что просто домашняя страничка имеет мало шансов на успех среди широкой общественности. Желательно, чтобы Ваш сайт имел узкую (только не перестарайтесь!) направленность. Именно этим правилом я и руководствовался, выбирая тему своего проекта — «Библиотека философии и религии» filosofia.ru. Разве смог бы я добиться, чтобы за полгода мой сайт добрался до 1-3 мест в большинстве рейтингующих систем, если бы выбрал тему, например, заработка в Интернете? Теме заработка в Интернете посвящено несколько сотен тысяч (а, может, и миллионов — кто их считал?) сайтов Рунета, а теме философии и религии всего несколько тысяч. Понятно, что чем меньше конкурентов (поймите меня правильно :-)), тем менее напряжённая предстоит борьба за место на вершине.
Второе: будьте проще и люди к Вам потянутся! Не надо строить свой сайт по принципу «Эх, наворочу!». Для посетителей главное не «навороченность» Вашего сайта, не обилие красивой анимации на нём, а его информативность. Сделайте свой сайт максимально полезным. Отличной иллюстрацией этого принципа может служить сайт поисковой системы «Google». Разве есть на нём какие-нибудь «выёживания» типа flash-роликов, отпадного фонового рисунка, падающих на экране снежинок и т.д.? Нет! А посещаемость? Ого-го! А всё потому, что люди заходят туда ради поиска интересной и нужной им информации. И они её находят. Так-то! Красота или «крутизна» нужна разве что сайтам дизайнерских студий или сайтам разработчиков различных скриптов. Кончено, не надо понимать мои слова как призыв писать красными бувами на чёрном фоне в шрифте на 5 пунктов. Сайт должен иметь качественное оформление, выполненное просто и со вкусом. Так же позаботтесь о простой навигации по сайту (если на сайте много текстовой информации, сделайте раздел поиска по сайту).
Третье: нужна идея! Придумайте что-нибудь оригинальное, то, чего ещё ни у кого нет (если уже есть, сделайте лучше!). Предложив своим посетителям узнать прогноз погоды на завтра, Вы никого не удивите. А вот, придумав что-нибудь эдакое, да. Опять приведу в пример свой собственный сайт. Ещё когда у меня не было даже главной страницы, а была только уверенность, что мой сайт будет посвящён философии и религии, я заметил, что большинство конкурентов — домашние странички отдельных авторов (в лучшем случае, какого-либо университета). И мне в голову пришла мысль: а что, если объединить все эти гениальные произведения под одной крышей (в хорошем значении этого слова)? Тогда и прояснилась концепция развития моего проекта: это будет электронная библиотека, специализирующаяся на публикации работ отдельных авторов (только с их добровольного согласия!). И мне хорошо: не надо ломать голову над наполнением и обновлением сайта. И авторам статей: они могут донести свои идей до большого числа людей, приобрести известность, а так же получить бесплатную рекламу для своего собственного сайта (авторы могут разместить свой баннер 468*60 в самом верху страниц моего сайта). Короче, идея ясна, — нужно предложить гостям что-то оригинальное.
Четвёртое: чаще обновляйте сайт. Представьте, что Вы заходите на какой-либо сайт один, два, три раза, и не находите ничего нового, а последняя новость в соответствующей колонке датирована годом назад. Ваши впечатления? Самые удручающие. Уверен, больше Вы сюда не вернётесь. Поэтому обновляйте свой собственный сайт почаще! «Приучите» своих посетителей к тому, что каждые несколько дней они будут обнаруживать у Вас что-то новое, интересное. Так Вы получите самую желанную часть трафика — постоянных посетителей, так называемое «ядро аудитории». Например, сайт izcity.com периодически выпускает новые выпуски своего знаменитого ZIP-журнала, «вынуждая» людей снова и снова возвращаться на сайт для скачивания нового выпуска или проверки на предмет появления оного. И это правильно!
Пятое: создайте рассылку. Посетитель, подписавшийся на рассылку сайта — самый желанный для любого сайтовладельца. Это свидетельствует о том, что человеку интересна тема Вашего сайта, что он планирует часто возвращаться на Ваш сайт в поиске чего-то нового и с интересом будет это новое изучать. На мой взгляд, периодичность выхода рассылки должна быть примерно 1 выпуск в неделю. Обязательно помещайте в рассылку информацию о том, что нового появилось на Вашем сайте, а что появится в ближайшее время. Таким образом Вы обеспечите всплеск посещаемости Вашего сайта в ближайшие 2-3 дня после выхода рассылки за счёт подписчиков, пришедших посмотреть новые материалы и проверить, не появилось ли обещанное нововведение.
И последнее (но далеко не по значимости!), о чём хотелось бы сказать в данной статье: придумайте своему сайту оригинальное, звучное и интригующее (чтобы, увидев его в каком-нибудь каталоге, посетитель захотел зайти на Ваш сайт) название. К этому же пункту можно отнести выбор доменного имени для своего сайта. Желательно, чтобы оно соответствовало теме или названию Вашего сайта. Например, если россиянин хочет найти информацию об автомобиле марки «Ниссан», он инстинктивно вводит в броузер запрос nissan.ru (или nissan.de, если это немец). Думаю, с этим всё ясно. Хотя сейчас уже почти не осталось свободных удобных и красивых доменов. Наличие качественного хостинга и доменного имени не только выводит сайт на качественно новый уровень (повышение скорости работы, расширение функциональных возможностей), но и говорит о серьёзности ресурса, что особенно важно для коммерческих сайтов.
На этом хочу завершить своё повествование о том, каким должен быть сайт, чтобы заслужить себе положительный имидж и обеспечить себе постоянную аудиторию. В следующей статье речь пойдёт о том, какими средствами можно воспользоваться для первоначальной «раскрутки» своего проекта и усиления своих позиций в различных рейтингах и каталогах. А пока окиньте пристальным взглядом свой web-узел: может, что-то можно улучшить?